Хламидиоз кошек

Хламидиоз кошек - острая или хронически протекающая болезнь кошек, собак, других животных и человека, характеризующаяся повышением температуры тела, коньюктивитом (выделения из глаз, слезятся глаза), ринитом (выделения из носа), пневмонией и поражением мочеполовой системы.

Хламидия - очень необычайный и интересный в биологическом плане организм. Это - паразитический микроб, относящийся к бактериям, но много мельче и примитивнее, чем обычные бактерии. Раньше хламидию даже ошибочно считали вирусом. Данный микроб лишен собственной дыхательной системы, и поэтому его жизнь целиком зависит от хозяина, в котором он паразитирует: микроб использует дыхательную систему хозяина. В отличие от других бактерий, паразитирующих на поверхностях клеток и тканей хозяина, хламидия, как и вирусы, - внутриклеточный паразит. Разные виды и штаммы (разновидности) хламидий вызывают целый ряд заболеваний, иногда тяжелых, у человека и животных. Хламидии хорошо сохраняются при низкой температуре, однако чувствительны к ее повышению. При нагревании до 70-80°С они погибают через 10 мин, инактивируются 0,5%-ным раствором фенола, 2%-ными растворами хлорамина и гидроокиси натрия, 5%-ным раствором лизола за 2 ч.

Источником инфекции в природе являются мелкие грызуны: мыши-полевки, крысы и т. д. Бродячие кошки, больные хламидиозом, - основные распространители этой опасной болезни. Они представляют угрозу здоровью домашних кошек в случае непосредственного контакта с ними. Кошки заражаются при прямом контакте с инфицированными через кожные покровы, слизистые оболочки, алиментарным и половым путем, иногда аэрoгенно. Взрослые больные кошки являются латентными носителями возбудителя и выделяют его со слюной, мочой, спермой и экскрементами. Котята переболевают хламидиозом в острой форме, что заканчивается, как правило, их гибелью. Переболевшие особи приобретают длительный иммунитет, хотя могут быть и носителями хламидий.

Симптомы - заболевшая хламидиозом кошка отказывается от еды, у нее отмечаются повышение температуры, общее угнетение, слабость конечностей. Затем развиваются признаки ринита и конъюнктивита: из носа выделяется слизисто-гнойный секрет, в уголках глаз скапливаются беловатые, коричневатые или зеленоватые истечения. Кошка чихает и кашляет. Дыхание становится частым, тяжелым, хриплым, через сутки животное погибает от отека легких.

На фоне хламидиоза развиваются некоторые инфекционные заболевания, например панлейкопения, незаразные болезни (вторично) - пневмония, нефрит, уретрит, цистит, миокардит и др.

В естественных условиях взрослые кошки иногда легко переносят инфекцию, у них отмечаются только конъюнктивит и катар верхних дыхательных путей. Однако при этом инфекционный процесс приобретает затяжной характер, переходя в хроническую форму, что в конце концов может закончиться смертью животного.

Иногда считают, что хламидии, обитающие в половых путях кошки, вызывают преждевременные роды, выкидыши и бесплодие - по аналогии с похожими симптомами, вызываемыми хламидиями у человека. В последнее время даже распространился слух, что хламидии могут быть причиной воспаления матки у кошек. Надо сказать, что прямых данных обо всем этом в научной ветеринарной литературе нет. Хламидии же могут обитать по большей части лишь в дистальных отделах половых путей кошки - влагалище и шейке матки.

При прямом контакте с больным животным кошачий конъюнктивит может передаваться человеку. Однако у человека такой конъюнктивит обычно проходит в легкой форме и менее длителен, чем у кошек. Тем не менее, осторожность надо соблюдать.

Диагноз ставит ветеринарный врач на основании эпизоотологических и клинических признаков, по лабораторным исследованиям сыворотки крови. Хламидиоз необходимо дифференцировать от вирусных респираторных заболеваний кошек.

При подозрении на хламидиоз в первую очередь хозяин животного должен обратиться к ветеринарному врачу , а не пытаться заниматься лечением самостоятельно.

Профилактикой хламидиоза служит выполнение правил содержания животного, уничтожение грызунов, своевременная изоляция больных особей и соблюдение правил личной гигиены для людей, ухаживающих за заболевшей кошкой. Для иммунопрофилактики этoго заболевания используются

вакцины.

В нашей ветеринарной станции Вы можете вакцинировать своего питомца против Хламидиоза.

Информацию о вакцинации можно уточнить по справочному телефону 8-499-154-41-89.

Ветеринарный врач СББЖ САО Тимофеев Роман Петрович