Орнитоз

Орнитоз (пситтакоз, болезнь попугаев) — это зооантропонозное острое инфекционное заболевание, характеризуется лихорадкой, общей интоксикацией, поражением лёгких, центральной нервной системы,увеличением печени и селезёнки.

Возбудителем заболевания является бактерия Chlamydia psittaci из числа хламидий, в организме человека развивается внутриклеточно, во внешней среде сохраняется до 2-3 недель.

Резервуаром возбудителя и источником заражения являются домашние и дикие птицы. Наибольшее эпидемиологическое значение имеют домашние птицы — особенно утки и индюшки; комнатные птицы — попугаи, волнистые попугайчики, канарейки; городские голуби.

Среди птиц возбудитель циркулирует в основном за счёт алиментарного заражения. Возможна трансовариальная (через яйцо) передача возбудителя потомству в двух и более поколениях.

Заражение людей орнитозом происходит при общении с больными птицами, носителями орнитозной инфекции выделяющими  микроорганизмы с носовой слизью, при чихании, кашле, с пометом,  или объектами внешней среды, инфицированными возбудителями орнитоза. Распространение в основном происходит воздушно - капельным или воздушно - пылевым путем. Заражение может произойти контактным путем через поврежденные кожные покровы и слизистые, а также алиментарным путем (попадание возбудителя в организм с загрязненными продуктами питания).

Орнитоз распространён повсеместно, регистрируется в виде спорадических случаев и групповых производственных или семейных вспышек.

Симптомы орнитоза.

У индеек отмечают кахексию,   анорексию, диарею, снижение яйценоскости, истощение и парезы конечностей.

У уток более восприимчив молодняк 20-30 дневного возраста, болезнь продолжается 20-60 дней, смертность достигает 30%. Заболевание характеризуется насморком, кашлем, затрудненным дыханием и конъюнктивитом. У гусей симптомы сходные.

Голуби поражаются чаще других видов птиц и играют главную роль в распространении инфекции. У птенцов отмечают понос, плохое оперение, отставание в росте. У взрослых голубей болезнь характеризуется насморком, конъюнктивитом, слезотечением и хрипами.

У взрослых попугаев  отмечают отсутствие аппетита, сонливость, конъюнктивит, слабость, профузный понос, приводящий к истощению и гибели. У молодой птицы  часто возникает двусторонний конъюнктивит, выделяется экссудат из клюва и восковицы, развивается светобоязнь, расстройство кишечника, при этом помет может быть зеленного и желтого цвета. У взрослых кроме этих признаков отмечают воспаление воздухоносных мешков, параличи конечностей ног. Гибель может наступать через 1-2 недели.

Птица, переболевшая орнитозом, обычно длительное время остается вирусоносителем.

У людей клиническая картина и течение орнитоза не всегда одинакова. Инкубационный период колеблется от 7 до 14 и более суток.

Заболевание может начаться остро, с лихорадки и симптомов общей интоксикации, к которым лишь позднее присоединяются признаки поражения органов дыхания. Характерна резкая головная боль, температура выше 39°С, боль в мышцах спины и конечностей, слабость, могут быть рвота, понижение аппетита. На 2-4-й день болезни присоединяются признаки поражения легких: сухой кашель, иногда колющая боль в груди, через 1-3 дня начинает выделяться небольшое количество слизистой или слизисто-гнойной мокроты, иногда с примесью крови. К концу 1-й недели определяется увеличение печени и селезенки.

При заражении от попугаев орнитоз протекает дольше и тяжелее, чем при заражении от домашней птицы и голубей.

Профилактика и меры борьбы с орнитозом.

Борьба с орнитозом среди домашних птиц, регулирование численности голубей, ограничение контакта с ними. На птицефермах и предприятиях, занимающихся переработкой пера и пуха, необходимо проводить ветеринарные санитарные мероприятия. При ввозе в страну птиц следует применять карантинные меры. Эффективной вакцины для профилактики орнитоза не существует.

Для недопущения возникновения и распространения на территории города Москвы орнитоза государственной ветеринарной службой Северного АО города Москвы ежемесячно в соответствии с планом проводится клинический осмотр и мониторинговые исследования птицы в зооуголках дошкольных и школьных учреждений, зоомагазинах и на сельскохозяйственных объектах Северного АО г. Москвы. Также исследуют и синантропную птицу.

Всего за год, мониторинговым исследования подвергаются порядка 6500 голов птицы.

Ведущий ветеринарный врач ЛПП СББЖ САО

Кузнецов Дмитрий Петрович