Вирусный иммунодефицит кошек

Кошачий СПИД? Что это?

Вирусный иммунодефицит кошек — это как правило латентная инфекция, характеризующаяся поражением иммунной системы животного и вызывается лентивирусом (вирус FIV).

Вирус инфекционного иммунодефицита кошек был обнаружен в 1986 году, обусловливая большую часть случаев хронического иммунодефицита кошек. Он относится к ретровирусам из семейства лентивирусов и похож на вирус СПИДа у людей (ВИЧ), но оба они видо-специфичны. ВИЧ не вызывает заболевания кошек, так же как люди не заражаются FIV.

Чаще болеют бродячие кошки и коты в возрасте 5-10 лет. Это позволяет предположить, что укусы, полученные в драках между котами, способствуют инокуляции (прививке) вируса. Тесный или случайный контакт не имеет решающего значения в передаче заболевания. Указаний на то, что заболевание передается при спаривании животных, не имеется.
Вирус выделяется во внешнюю среду со слюной, посредством которой он и передается от одного животного к другому при укусах. Чаще инфицированными вирусом иммунодефицита бывают бродячие кошки.

Инкубационный период длится от 4 до 6 недель, после чего развивается картина острого заболевания. Болезнь характеризуется высокой температурой тела (40°С и более), увеличением лимфатических узлов при пальпации и лейкопенией. Часто возникает диарея, воспаление кожи и анемия. За острой стадией наступает латентный период, длящийся от нескольких месяцев до 3 лет, после которого постепенно и медленно (в течение месяцев или лет) нарастают явления синдрома хронического иммунодефицита.

Вирусный иммунодефицит кошек

Кошки с этой инфекцией при их обследовании ветеринарным врачом имеют букет хронических недугов. Среди таких недугов наиболее часто регистрируют: поражение слизистой оболочки полости рта и десен, хроническую диарею, потерю аппетита и исхудание (до истощения), непостоянную лихорадку, рецидивирующее воспаление верхних дыхательных путей, с насморком и слезотечением, воспаление слухового канала, а также воспаление мочевых путей. Все эти перечисленные признаки напоминают таковые при других иммунодефицитных состояниях, таких как лейкемия кошек, голодание и рак с обширными метастазами.

При вскрытии регистрируется обезвоживание, истощение, атрофия скелетных мышц, трахеобронхит, отек легких и бронхопневмонию, интерстициальный гломерулонефрит, а также атрофию отдельных лимфатических узлов.

Для диагностики данной инфекции целесообразно использовать серологическое и иммунологическое исследование с определением состояния и соотношения субпопуляций Т-лимфоцитов.

Лечение в настоящее время не разработано. В основном оно направлено на устранение отдельных симптомов и повышение иммунитета у кошек.

В схему лечения больных иммунодефицитом кошек включают иммуноглобулины, антибиотики широкого спектра действия в терапевтических дозах, парентерально применяются витаминные и поливитаминные препараты.

Меры профилактики. В настоящее время профилактической прививки против вирусного иммунодефицита кошек не имеется, поэтому необходимо исключить бродяжничество кошек и драки между ними. Кастрация котов может снизить количество драк. При групповом содержании кошки должны проверяться на данную инфекцию. Кошки-вирусоносители должны изолироваться.

Владельцу животного всегда стоит помнить, что своевременное обращение к ветеринарному врачу может быть эффективным, даже при заболеваниях, не имеющих специфического лечения.

СББЖ САО