Новообразования наружного слухового прохода у животных

Опухоли наружного слухового прохода  у животных.

Наружное ухо состоит из:
-Ушной раковины
-Наружного слухового прохода
-Наружной части барабанной перепонки
Слуховой проход поражает большое количество опухолей и опухолеподобных образований.
Опухоли, поражающие  наружный слуховой проход, отражают морфологическое строение  канала и включают опухоли эпидермиса  и придаточных желез, мезенхимальные образования и пигментные опухоли.
Клиническая картина  опухолей НСП    схожая и включает  в себя оторею(выделения) различного характера, неприятный запах из слухового прохода, наклон головы, потерю слуха, болезненность  при открывании рта, вестибулярные синдромы.
Доброкачественные эпителиальные опухоли.
Часто встречаются у основания уха трихобластомы, папилломы (вирус –индуцированные у молодых собак) и аденомы церуминозных желез.
Злокачественные опухоли.
К злокачественным опухолям относят рак церуминозной железы и плоскоклеточный рак. Среди мезенхимальных  опухолей преобладают фибромы и фибросаркомы.

Новообразования наружного слухового прохода у животных

Круглоклеточные опухоли часто локализуются в наружном  ухе- преобладают гистиоцитомы, плазмацитомы и  мастоцитомы у собак и мастоцитомы у кошек.
Опухоли церуминозных  желез.
Церуминозные железы- это модифицированные потовые железы, локализующиеся в коже горизонтального и вертикального наружного слухового прохода и участвующие в продукции ушной серы.
Опухоли гистологически разделяются  на аденомы , аденокарциномы и смешанные  и комплексные опухоли. Дифференцировка гиперплазии от аденом клинически не играет важной роли а вот их дифференцировка с аденокарциномами важна – последние обладают  агрессивным биологическим поведением  и часто метастазируют гемаогенно и лимфогенно.
Опухоли церуминозных  желез часто встречаются у собак и у кошек с преобладанием аденом по одним данным и аденокарцином  - по другим.
Предрасположены  собаки и кошки среднего и пожилого возраста - средний возраст появления аденом у собак- 9 лет, у кошек 7 лет, аденокарцином, соответственно, 10 и 11 лет.
Повышенный риск развития опухолей имеют собаки пород кокер спаниель и ши-тцу.
Внешне аденомы имеют экзофитный рост, коричневый цвет, могут сопровождаться изъязвлением кожи  и вторичной инфекцией. Клинически у собак аденому сложно отличить  от хронического пролиферативного отита., у кошек - от церуминозных кист и воспалительных полипов, хотя последние чаще встречаются у молодых кошек.   Аденокарциномы имеют инвазивный  рост , также  характеризуются выраженным септическим воспалением и изъязвлением кожи., могут сопровождаться неврологической симптоматикой- синдромом  Горнера(птоз, миоз, энофтальм), метастазируют преимущественно лимфогенно – примерно в 10% случаев у собак  и 5-15%- у кошек.
Опухолеподобные образования слухового прохода.
Неопухолевые заболевания являются важными дифференциалами для опухолей наружного уха. У собак опухолеподобный вид может приобретать хронический пролиферативный наружный отит. Заболевание характеризуется выражено гиперплазией церуминозных желез и фиброзом мягких тканей ,что часто приводит к обструкции слухового канала. Разрастание мягких  тканей происходит постепенно в течение недель-месяцев, и более типично локализуется в области основания НСП и снаружи его.

Новообразования наружного слухового прохода у животных

У молодых кошек часто встречаются  воспалительные назофарингеальные полипы. Причина  их появления до конца не ясна, предполагают, что они могут возникать на фоне  хронических воспалений или могут быть  врожденными. Кошки обычно возрастом до 3-х лет, хотя  могут болеть животные любого возраста. Также полипы описаны  у собак. Данные опухолеподобные  массы возникают в среднем ухе и евстахиевой трубе, при дальнейшем росте приводя  к перфорации барабанной перепонки , после чего их можно обнаружить  в НСП, или из стенки самого наружного слухового прохода. Симптоматика включает  в себя синдром Горнера, животные часто трясут головой, отмечается оторея. Полипы лечат хирургическим путем , описаны случаи  рецидивирования симптоматики после удаления.

Ветеринарный врач – цитолог
Филина Ольга Александровна