Осторожно трихинеллез!

Что бы кто ни говорил, а свинина, пожалуй, является одним из самых популярных видов мяса. Кроме того, что она довольно приятная на вкус и невероятно ароматная, она еще обладает множеством различных полезных свойств. Тем не менее большинство диетологов и врачей все же не рекомендуют свиное мясо к употреблению из-за нескольких весомых недостатков, которыми оно обладает. Однако дать конкретный ответ на вопрос, стоит ли включать в свой рацион данный продукт, довольно сложно. Поэтому человек, прежде всего, сам должен решить, какому мясу отдавать свое предпочтение, учитывая свои вкусовые пристрастия и состояние здоровья.

Трихинеллез - гельминтозное заболевание животных, а также человека, при котором поражаются преимущественно поперечнополосатые мышцы. Вызывается оно круглыми червями - трихинеллами (Trichinella spiralis), относящимися к семейству Trichinellidae и к подотряду Trichocephalata. Это заболевание встречается главным образом у свиней и крыс, иногда у собак, медведей, лисиц, мышей и кошек. У людей трихинеллез наблюдается довольно часто в районах, где трихинеллезом поражены свиньи.

Осторожно трихинеллез!

Экономический ущерб от этого заболевания огромен: пораженные трихинеллезом свиные туши либо обезвреживают, что понижает ценность мяса, либо уничтожают; часть свиней в начале заболевания погибает. Но особенно большую опасность трихинеллез представляет для людей; они тяжело переболевают этим гельминтозом и часто от него умирают. Государство в борьбе с этим заболеванием затрачивает большие средства на организацию трихинеллоскопии.
Свиньи заражаются трихинеллезом главным образом при поедании ими крыс или павших свиней, в мышцах которых содержатся инкапсулированные личинки трихинелл. Люди же заболевают трихинеллезом после употребления в пищу непроверенного (или плохо проваренного) трихинеллезного мяса.

Медико-санитарное значение трихинеллеза. Человек заражается трихинеллезом только при поедании инвазированного мяса свиней, дикого кабана, медведя. Трихинеллез - очаговое заболевание, однако у человека оно встречается весьма часто почти во всех странах Европы. Особенно широко оно распространено в США (в различных штатах зараженность населения колеблется от 5 до 36%). В СССР очаги трихинеллеза известны в некоторых районах Украины, Белоруссии, Рязанской и Кировской областях.

Вспышки трихинеллеза у людей отмечаются в тех случаях, когда в пищу допускается свинина, не подвергавшаяся трихинеллоскопии (ветчина, плохо прожаренная свинина). Охрана здоровья людей от трихинеллеза обеспечивается главным образом тщательным ветеринарно-санитарным контролем свинины; к сожалению, это мероприятие нередко недооценивают на убойных пунктах в сельской местности, в небольших подсобных хозяйствах.

Трихинеллы обнаруживаются большей частью в диафрагме, мышцах языка, гортани, межреберных, грудных; иногда их находят в паренхиматозных органах и в сале свиней.

У человека болезнь сопровождается лихорадкой, расстройствами функций желудочно-кишечного тракта, отеком лица и особенно век, болезненностью мышц. Трихинеллез, ввиду сходства клинических признаков, нередко принимают за брюшной тиф. Болезнь продолжается 3 - 6 недель и может закончиться смертью.

Трихинеллез: диагноз. Свиные туши подвергают специальному исследованию на трихинеллез. Техника его проста и при наличии трихинеллоскопа или микроскопа может быть выполнена в любых условиях. Вид трихинелл под микроскопом весьма характерен, поэтому нетрудно поставить правильный диагноз.

Для исследования из взятых проб свиного мяса (из ножек диафрагмы две пробы, весом не более 80 г каждая) вырезают ножницами несколько (20 - 24) кусочков размером с пшеничное зерно, раскладывают их рядами между двух толстых стекол компрессориума и просматривают затем под трихинеллоскопом или при малом увеличении (40 - 50 раз) микроскопа.

Осторожно трихинеллез!

Трихинеллез: профилактика. В целях предохранения от заражения людей и предотвращения распространения трихинеллеза, всех свиней, диких кабанов и медведей, убиваемых на мясо, исследуют на трихинеллез. Организация обязательного осмотра мяса свиней на трихинеллез - одно из важнейших профилактических мероприятий.

Когда в Германия после ряда лет отсутствия заболеваний был отменен обязательный осмотр мяса, вспыхнула эпидемия трихинеллеза; заболело 400 человек, 40 из них умерли (Е. Н. Павловский).

Туши свиней, пораженных трихинеллезом, ни в коем случае не должны употребляться в пищу. Их или обезвреживают (провариванием в специальных котлах при бойнях), или при интенсивном поражении уничтожают.

Борьба с крысами и мышами должна проводиться повсюду и особенно энергично в свиноводческих хозяйствах, на бойнях и различных складах, где хранятся мясные продукты. Не менее важно содержать в чистоте помещения свинарников. Для установления степени заражения трихинеллезом крыс, кошек, собак и прочих возможных носителей и распространителей трихинеллеза в ветеринарно-диагностических лабораториях производят систематические исследования трупов перечисленных животных.

Огромное значение в борьбе с трихинеллезом имеет ветеринарно-санитарная просветительная работа среди населения, особенно в районах, где это заболевание часто встречается.

Неблагополучный по трихинеллезу пункт рассматривают как природный очаг; в нем проводят комплекс профилактических мероприятий.

Заведующий ГЛВСЭ на ООО «Коптевский рынок»  СББЖ САО Кокорева Т.В.

Апрель 2024 (2)